Как известно, федеральный законодатель предусмотрел то ли в качестве основания, то ли в качестве причины для основания, согласно которому сотрудник (работник) подлежат увольнению с занимаемой ими должности, – утрату доверия. Упоминание о ней содержатся: 1) в п. 7 ст. 81 ТК РФ [1]; 2) в ст. 59.2 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 1 мая 2019 г.) [2]; 3) в ст. 15 Федерального Закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 26 июля 2019 г.) [3]. Достаточно часто получается, что в нормативных правовых актах не содержится формулировок важнейших (базовых, основополагающих) понятий. Так сложилось и на этот раз. С нашей стороны, постараемся определить, каково определение термина «утрата доверия», являющегося ключевым для сферы трудовых правоотношений.
Рассматриваемое нами понятие состоит из двух слов – «утрата» и «доверие». Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля гласит о следующем: утрата – потеря, убыток, урон, лишенье; утратить – потерять, лишиться. В Словаре русского языка С.И. Ожегова: утрата – потеря, ущерб, урон; утратить – лишиться, потерять. Как видим, толкование слова «утрата» в обоих Словарях практически идентично.
В трактовке В.И. Даля термин «доверие» – вера в надежность кого-либо, чего-либо; доверять – поверить, отдать на веру, на совесть, уполномочить; полагаться на кого-либо, верить ему, не сомневаться в честности его. Согласно С.И. Ожегову, доверие – это уверенность в чьей-то добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение к кому- или чему-нибудь [5, с. 79].
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что «утрата доверия» принадлежит сфере морали, нравственности и этики (а также социологии и психологии), нежели сфере права.
Вместе с тем, с точки зрения Т. Избиеновой, «утрата доверия» в трудовом праве представляет собой утрату (потерю) уверенности работодателем в правомерности дельнейшего поведения работника, если в трудовые обязанности последнего входит выполнение специальных функций, требующих наличия доверительных отношений с работодателем [4, с. 27]. Вторая половина определения – носит крайне неопределенный смысл и требует дополнительных пояснений.
В свою очередь, В.М. Корякин и М.Ю. Филиппова считают, что под утратой доверия к работнику со стороны работодателя необходимо подразумевать такие последствия действий (бездействия) работника, которые порождают у его руководителя (начальника) обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои обязанности [5, с. 80].
По мнению А.А. Кузнецова, А.Е. Смирнова и М.Ю. Аграфонова, «утрата доверия» представляет собой формулировку, используемую в трудоправовых отношениях, предназначенную для привлечения сотрудника (работника) к дисциплинарной ответственности в форме увольнения по результатам выявления несоответствия его морально-личностных качеств обоснованным в нормативно-правовых документах. В рамках трудовых и служебных отношений понятие «утрата доверия» следует считать ограниченным юридическими нормами и основанным на оценочных показателях правонарушения [6, с. 50]. Хотелось бы указать на ряд неточностей вышеприведенного определения: во-первых, утрата доверия – не формулировка, а самостоятельное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (или причина для основания, вводимая фразой «в связи» – «увольнение в связи с утратой доверия»); во-вторых, в основании утраты доверия заложен поведенческо-трудовой (поведенческо-служебный) фактор, а не фактор соответствия нормам и стандартам локальных правовых актов; в-третьих, утрата доверия не может быть ограничена юридическими (правовыми) нормами, поскольку носит оценочный, а не императивный, характер.
Поскольку термин «утрата доверия» характеризуется в трудовом праве и государственном управлении многозначностью, что вызвано различиями в его понимании в обыденном и специализированном научном смыслах, а также спецификой, вкладываемой в конкретный правовой институт в процессе правотворчества, представляется целесообразным сформулировать авторское определение рассматриваемого понятия: это – самостоятельное основание расторжения трудового договора с сотрудником (работником) (непосредственно занятым в обслуживании финансовых (денежных) или товарных ценностей), применяющееся в связи с удостоверением работодателем отрицательной динамикой развития его деловых и личностных качеств, проявляющейся в совершении им неоднократных негативных проступков (действий).
С нашей точки зрения, понятие «утрата доверия» носит оценочный, субъективный характер. Для того чтобы уволить сотрудника (работника) по данному основанию, работодатель должен принять во внимание не только совершенные им проступки (действия), характеризующиеся негативной направленностью, но также его деловые и личностные качества – такие, как ответственность, точность, добросовестность, честность (порядочность). Необходимо принять во внимание также причины и обстоятельства совершенных проступков (действий), предоставляющих право работодателю расторгнуть трудовой договор по основанию «утрата доверия».
В заключение, хотелось бы резюмировать следующее: неопределенность, неточность и неконкретность использования законодателем понятийно-категориального аппарата не только существенно снижают и парализуют эффективность правовой нормы, но и обусловливают впоследствии необходимость дальнейшего ее совершенствования в различных отраслях российского права.
Литература
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации: принят 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: в ред. от 2 августа 2019 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3; 2019. – № 31. – Ст. 4451.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215; 2019. – № 18. – Ст. 2223.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6228; 2019. – № 30. – Ст. 4153.
4. Избиенова Т. Утрата доверия как основание увольнения с государственной гражданской службы / Т. Избиенова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2013. – № 3. – С. 26-34.
5. Корякин В.М., Филиппова М.Ю. Увольнение в связи с утратой доверия лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемные вопросы / В.М. Корякин, М.Ю. Филиппова // Право в Вооруженных Силах. – 2016. – № 11-12. – С. 77-83.
6. Кузнецов А.А., Смирнов А.Е., Аграфонов М.Ю. О совершенствовании процессуальных норм по использованию формулировки «утрата доверия» для увольнения сотрудников ОВД / А.А. Кузнецов, А.Е. Смирнов, М.Ю. Аграфонов // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. – 2015. – № 1 (72). – С. 49-55.